Почему свои сорта овощей вкуснее?

Разницу между требованиями к промышленным сортам и тем, что выращивают для нужд семьи, проще всего проиллюстрировать на примере ранней капусты. Для того чтобы эффективно использовать технику при уборке, фасовке и транспортировке продукции, нужны как можно более одинаковые кочаны, одновременно готовые к уборке растения-близнецы. Любителю-огороднику этого не надо. Более того, он желает все лето собирать с грядки свежую капусту для всех кулинарных нужд.

Для большого товарного хозяйства очень важна устойчивость капусты к растрескиванию, и ради этого качества приходится использовать сорта с более прочными листьями. Если это приусадебный огород, совершенно необязательно отказываться от нежной тонколистной ранней капусты, потому что растрескивание предупреждается растянутой во времени уборкой.

В условиях государственной монополии на семеноводство недостаточно урожайные овощи даже исключительных вкусовых качеств, малопригодные для уборки, транспортировки, фасовки и хранения (сочные томаты с нежной кожицей, тонкокожие огурцы, тающая садовая земляника и прочие деликатесы) остались только в коллекциях научных учреждений и у любителей, которые выращивали и сберегали их для себя.

Так сохранились почти все вьющиеся фасоли, томаты Де Барао и Бычье сердце, алтайские дыни (они разнообразны, районированная Алтайская ранняя – лишь одна из них), крупноплодные розовые томаты и многое другое. Особенно повезло местным репчатым лукам – это Ростовский, Бессоновский, Погарский, Арзамасский, Спасский, Даниловский, Мячковский, Стригуновский и прочие. В свое время «Сортсемовощ» их опекал, да и местное население продолжает разводить.

Есть еще поздние сорта капусты: Московская поздняя (полученная из Пышкинской) и Ладожская – долгожители полей и огородов. Долго продержались и огурцы народной селекции. Почему они уступили свои позиции? Дело в том, что начиная с 60–70-х годов прошлого столетия селекционеры стали использовать богатейший экспедиционный материал (в основном из Восточной и Юго-Восточной Азии, от Японии и Китая до Индии). Настоящим прорывом было открытие растений чисто женского типа цветения – без «пустоцвета», с огурчиком или целым их пучком в каждом узле.

Очень важны и образцы, имеющие устойчивость к наиболее вредоносным болезням. Местные сорта огурцов сейчас почти не возделываются, но они не пропали бесследно. Эти сорта существуют не только в коллекциях Всероссийского института растениеводства, они дают свою «кровь» многим современным гибридам. Чаще всего народные любимцы – Нежинские, Муромские – доноры хорошего вкуса. Кроме того, Муромские обладают исключительной скороспелостью, а также, как и другие выходцы из северных областей (Вязниковские), холодостойкостью. Потомки знаменитого Клинского огурца дают современным гибридам зимнего огурца свою теневыносливость. Не обошлось и без потерь. Так, были утрачены Боровский огурец, считавшийся эталоном вкуса в начале прошлого века, и уникальный комнатный огурец М. В. Рытова.

Сейчас, когда практически завершена глобализация рынка семян и почти не существует изолированных очагов земледелия, местные сорта проигрывают селекционным по продуктивности, устойчивости к болезням, транспортабельности и прочим важным показателям. И тем не менее они неповторимы и могут быть интересны не только как доноры нужных генов.

Registration