Затем Пайпалада обратился к Господу и сказал: О, Господь, Кто был рожден прежде [всех]? Садйоджата. Кто Господь? Вамадева. Кто Господь этих двух? Татпуруша. Кто еще Господь этих двух? Ишана, повелитель всех богов. Ишана – Владыка прошлого и будущего, всех богов и йогинов. Пайпалада спросил: Каковы их цвета, каковы их отличия, каковы Шакти? Все это тайное [поведай мне]. Поклонение Тому Махадеве, Великому Рудре! На это ему ответил Господь Махеша. Слушай, Шалака, поведаю тебе то, что есть наиболее сокровенное в мире. 1-2. Садйоджата – есть земля, Пушан, РамА, Брахма, тройная свара [три вида ведического ударения], Ригведа, огонь гархапатйа, мантры, семь гласных, желтый цвет и крия шакти, наделяющая всем желанным. 3-6. Агхора – есть вода, луна, Гаури, вторая [Яджур] Веда, нирдабха , свара, сандра , дакшина агни, пятьдесять букв и шакти поддержания, воли, действия, защиты, уничтожающая все грехи, устраняющая все дурное, дающая все могущество. Вамадева, дающий великую мудрость – есть сущность огня, связанный с видйа локой, сияющий, подобно десяти миллионам солнц, удовлетворенный, именуемый Самаведой, вмещающий множество восьмерок. 7-9. Представляемый дхира сварой, огнем авахания, вмещающий в себя две шакти зания и разрушения, белый цвет, смешанный с тьмой, делающий ум острым, повелитель трех обителей, вмещающий три обители, дающий все блага людям, наделяющий все деяния результатом, связанный с восьмью слогами, пребывающий внутри восьми сосудов. 10. Тот, кто именуется Татпуруша связан с областью ветра, связан с пятью огнями, повелитель мантра шакти, 11. Он именуется пятьдесятью варнами, гласными и прочими, сущностью Атхарва Веды, Владыкой миллионов и миллионов ганов, образом бесконечной брахманды. 12. Его цвет – красный, Он исполняющий желания, лекарство от всех болезней. Причина творения, поддержания и разрушения, содержащий все шакти. 13. Состояние турийи, превосходящее три состояния [сознания] именуется Брахман. Он – высший Отец всех, почитаемый Брахмой, Вишну и прочими. 14. Следует знать ишану, как Правителя, Свидетеля Сознания. Сущность пространства, непроявленный украшенный сварой слог ОМ. 15. Состоящий из всех богов, [Он] – покой, превосходящий покой, по ту сторону миропроявления. Повелитель гласных, начиная с А, Форма заполняющая пространство. 16-19. Управляющий пятью действиями, великая Сущность пяти Брахм, свертывая все силой Собственной Майи, Он пребывает в Собственном Атмане. Превосходя сущность пяти Брахм, Он сияет Своим Собственным Светом. В начале, в середине и конце он светит [Своим Светом], а не по какой иной причине. Все боги не знают Его, Причину всех причин, введенные в заблуждение майей Шамбху, Учителя вселенной. Подобной формы нет ни у кого кроме Пуруши, Вселенской обители, превышающего все, 20. Кем все проявляется и в Ком все растворяется, Тот – Брахман, Высший покой. Я есть Брахман, вечная Обитель. 21. Следует познать эти пять Брахм, начиная с Садйоджаты. [Все], что видится и слышится есть собственная Сущность пяти Брахм. 22. Пять действий, считаются пятью обязанностями Брахмана. Познав обязанность пяти Брахм, достигается Ишана. 23. Погрузив Сущность всех пяти Брахм в собственный Атман знающий Брахмана: “ОН –есть Я” [человек] становится бессмертным. 24-25. Кто знает Так Брахмана, тот – освобожденный, без сомнения. Познав Шамбху, состоящего из пяти слогов, внутреннюю Сущность Высшего Брахмана следет произносить панчакшара [мантру] от НА до ЙА. Следует знать, что все есть пятеричная Сущность. В действительности это –Сущность пяти Брахм. 26. Кто с чувством преданности созерцает видйю, составляющую Сущность пяти Брахм, тот достигает этой пятеричной Сущности [которая] сияет в нем пятерично. 27. Так сказал Махадева Галаве, великой душе. Сотворив милость, Он отбыл в свою внутреннюю Обитель. 28. Благодаря слушанию не ученый становится ученым, не понимающий становится понимающим, не познавший становится познавшим, о Шакала. 29. Будучи единым, кусок глины телесно отличается от всей глиняной посуды. 30. Один кусок металла может быть [похож на другой] и един с другими изделиями, но проверяется ногтем. 31. Так все познается неотличным от своей побудительной причины. Также Причина неотделима от следствия и инструмента. 32. Так и Истина представляется двойственной, но это – мираж. Причина одна, нет двойственности, нет основания для разделения. 33. Разделение всегда ложно, неописуемы качества [высшей Реальности]. Поэтому Причина вечно едина, без второго. 34. Недвойственная причина – есть чистое Сознание. В этом граде Брахмана есть малый дом, который есть эта [вселенная] о, Мудрец! 35. В середине его – лотос, в нем находится малое пространство. Это – Шива, Бытие, сознание, Блаженство к Которому устремляются желающие Освобождения. 36. В этом Сердце пребывает Свидетель всего без остатка. Поэтому это Сердце именуется Шивой, Спасающим из самсары. Такова упанишада.