БОГИ И ДУХИ ПОДНЕБЕСНОЙ

Китай, с какой стороны ни подойди, – загадка для европейского человека. История и вера, слова и понятия – всё у нас разное. Тем интереснее иногда приглядеться к восточному соседу.

Как по-китайски «бог»?

Старинная китайская легенда гласит: однажды пересеклись пути философа Лао-Цзы и молодого Конфуция (дело было в VI веке до н.э.). Престарелый Лао-Цзы остался о собеседнике невысокого мнения, заметив ему: «Прекрати быть надменным, откажись от многих желаний, льстивых манер и своенравной воли – от них тебе не будет проку».

Конфуций же, не поняв его заумных речей, ответил: «Я знаю, как летает птица, как плавает рыба и как бегает зверь. Между тем есть дракон: я не могу сказать, как он взмывает на ветру, парит меж облаков и возносится к самому небу. Сегодня я видел Лао-Цзы и могу сравнить его лишь с драконом».

Промолвив это, он пошёл своей дорогой, а Лао-Цзы – своей.

Так и конфуцианство с даосизмом, два религиозных учения Китая, шли параллельными путями на протяжении тысяч лет, оставаясь при этом совершенно чуждыми друг другу.

Считается, что в первом тысячелетии до н.э. Китай не был единым государством. Жители юга исповедовали шаманизм и народные культы. Поселенцы северных степей были более прагматичны. Так юг породил метафизику Дао, а север стал родиной конфуцианства, которое больше заботили насущная необходимость, этика человеческих взаимоотношений и неукоснительное соблюдение ритуала.

Но сердцевина повседневной китайской религиозности покоилась и покоится на поклонении духам предков. Здесь не существует трепета перед богом, и никто не совершает подвига самоотречения ради спасения души. Не случайно переводчики Библии на китайский язык столк­нулись с тем, что слово «бог» пришлось перевести как «шан-ди» – «высший дух», или «первый предок».

Тигры – не то, что вы думаете

Научно доказано, что китайцы по-другому воспринимают реальность: в Поднебесной призраки и духи живут рядом с людьми, и между миром живых и миром мёртвых нет непреодолимой границы.

Так, в существование призраков-тигров китайцы верили с древнейших времён и верят до наших дней. Легенды и мифы о тиграх-оборотнях – неотъемлемая часть массовой культуры: они постоянно появляются в печати и передаются из уст в уста. Китайцы воспринимают их как реальные события. А демонических тигров считают людьми, которые превратились в призраков и скитаются по стране в поисках невинных жертв.

В официальной летописи династии Цзинь есть запись от 376 года: «В уезде Аньлу области Цзянся некто Ши Дао-сюань, двадцати двух лет от роду, ещё совсем молодым сошёл с ума и превратился в тигра. Количество людей, которых он сожрал после того, сосчитать невозможно. Как-то он схватил девочку, собиравшую под деревом тутовые ягоды, сожрал её и спрятал её заколки и браслеты среди камней. Ужаснувшись содеянному, он вновь принял человеческий облик, а через год вернулся домой и жил как человек; со временем он проявил себя на службе и занял чиновничий пост при дворе. Но однажды Дао-сюань проговорился, что убивал людей в облике тигра, и закончил свою жизнь в тюрьме в Цзянькане».

Автор: Михаил Жаровский,
религиовед

Registration