БУНТАРСКИЙ ВОЗРАСТ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

По утверждению австралийской писательницы Робин Баркер, автора книги «Могучий тоддлер», возраст от 1 до 3 лет — не менее бунтарский период в развитии ребёнка, чем знаменитый подростковый переходный возраст. Обе эти стадии характеризуются тем, что в подрастающем человеке исподволь возникает внутренняя жизненная сила, побуждающая его отталкиваться от родителей. И в том и в другом случае цель — независимость. И если подросток стремится перестать быть «ребёнком», то малыш-тоддлер стремится перестать быть «младенцем».

Прекрасный новый мир

Уходя из младенчества, ребёнок вступает в возраст бесконечных приключений. Именно в этот период развития дети совершают первые поразительные открытия и впервые осознают свою власть над вещами. Кухонные шкафчики набиты интереснейшими штуковинами, кнопки и рычажки на телевизоре служат магическими инструментами; сток в ванне, куда, закручиваясь, стекает вода, просто завораживает… И поскольку тоддлеры ещё не слишком отдалились от младенческого возраста, им всё надо потрогать, понюхать и попробовать на вкус. При этом они не испытывают ни малейшей склонности к изучению «сухих» наук, включая, например, премудрость пользования горшком, зато их очень интересует содержимое горшка, и это вполне нормально.

Тоддлеры — свободные натуры, жизненный девиз которых делать всё что приятно и интересно. В этот период жизни в ребёнке зарождается стремление к творчеству, воображение, любопытство. И если он делает что-то плохо, то вовсе не потому, что он плохой.

Поведение маленького тоддлера

Робин Баркер в книге «Могучий тоддлер» приводит список характеристик, которыми родители описывают поведение своих чад, вступивших в возраст тоддлерства:

— привлекает к себе внимание самыми неприятными способами: закатывает истерики, хнычет…

— агрессивный: кусается, толкается, тянет за волосы…

— асоциальный: слишком стеснительный или слишком замкнутый, не хочет играть с другими детьми, дерётся, отказывается поцеловать бабушку…

— не понимает очевидной опасности: хватается за горячую плиту, пьёт жидкость для мытья посуды, режет ножницами электрический шнур…

Непонятно только, почему тоддлеры ведут себя так и что делать с ними взрослым…

Слово «нельзя»

Если мама излучает в основном нежность и одобрение, то по отношению к тоддлеру её излучение составляют главным образом инструкции и запреты. Безусловно, многие «нельзя», обращённые к ребёнку, нужны для его же собственной безопасности. Кроме того, эти неизбежные «нельзя» важны для социализации тоддлера, для усвоения им «что такое хорошо и что такое плохо».

Однако если со словом «нельзя» переборщить, оно вскоре превращается для ребёнка в пустой звук. Поэтому очень важно как можно больше ограничить круг того, что вашему ребёнку на самом деле нельзя. Уберите стиральные и моющие средства в недоступные для него места, спрячьте фарфоровые статуэтки и хрустальные вазы в запирающиеся шкафы, поставьте заглушки на незанятые электрические розетки, покройте острые углы мебели пенопластом… Чем более ребёнок защищён, тем счастливее он сам и вы.

Нередкая ситуация с ребёнком: вы его за что-то ругаете, а он в ответ улыбается. Не впадайте в типичную ошибку и не принимайте эту улыбку за наглость. Зачастую он улыбается потому, что уверен: вы играете с ним в такую игру. Не стоит шлёпать или запирать его одного в комнате за проказы: это не только жестоко, но и бессмысленно. С другой стороны, не следует смеяться над поведением, которое вы хотели бы устранить или скорректировать. И не надо малышу угрожать, особенно если на самом деле вы не собираетесь приводить свои угрозы в исполнение.

Трансформация стыда, зарождение совести и сочувствия

У раннего тоддлера еще не развита совесть, поэтому ваше «нельзя» может действовать, только пока вы стоите над душой: стоит вам исчезнуть из виду, как он немедленно принимается за своё. Однако примерно в 14 месяцев малыши впервые начинают испытывать стыд, столкнувшись с острой негативной реакцией родителей.

…Мама возвращается в комнату, где на минуточку оставила дочку одну, и видит, что та старательно разрисовывает стенку красным фломастером. «Что же ты наделала?!.. Этого делать нельзя!» — вполне естественная мамина реакция. Дочка опускает голову и готовится заплакать. Тут маму озаряет: обои то моющиеся! И вот вместо лекции о том, что фломастеры предназначены исключительно для рисования на бумаге, мама обнимает хлюпающую носом дочь и предлагает новое занятие: мыть стенку. Главное — организовать его не в форме наказания (испачкала — теперь мой сама!), а в форме приключения (давай-ка сделаем стенку чистой, хочешь?).

Criar uma nova conta